Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, я бы посоветовала постараться не применять его. Необходимо терпеливо и планомерно разъяснять ребёнку, почему он ведёт себя неправильно. Таким образом вы сможете разрешить ситуацию, не навредив малышу.


Добрый день, Виктория!

Безусловно, родители - это самые первые и главные педагоги. Но на мой взгляд, детский сад необходим ребёнку для того, чтобы научиться существовать в социуме, уметь выстраивать межличностные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Конечно, мамам и папам придётся набраться терпения в период адаптации ребёнка к детскому саду, но я уверяю Вас, что воспитатели со своей стороны делают всё, чтобы этот сложный период закончился быстро и безболезненно. Ребёнок видит, что в группе его окружают заботой и любовью, и вскоре с удовольствием будет посещать детский сад.

Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос.


Добрый день, спасибо Вам за такой интересный вопрос.

Действительно, казалось бы, как таким сложным понятиям можно обучить наших малышей? А оказывается, можно и несложно научить детей бережному отношению к природе, к природным ресурсам, изготовлению простых, но нужных вещей, как рациональному использованию и трате денежных средств. Для современных детей это актуально, востребовано и интересно.

Что могут знать дошкольники из области экономики? Это, прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. 

Полезно  ознакомить  дошкольников  с предметами и результатами (продуктами) труда, видами индивидуального и  коллективного труда,  познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями  «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял»,  Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, банк.

Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей  особенно. Такие явления  и процессы как:  кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и т.д. очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни. Дети тоже не остаются в стороне. Их интересуют серьезные проблемы экономического содержания. Во время общения и игр со сверстниками они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь  об их значении  и смысле, которые они несут.  Да и нам, взрослым, дети задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись деньги, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и др.        

Каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Я считаю, что знакомить детей с экономикой в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо!


Здравствуйте! Спасибо за вопрос.

Действительно, вопрос адаптации к детскому саду волнует всех родителей, которым предстоит впервые отвести своего ребёнка в детский сад.

В первую очередь хочу порекомендовать Вам примерно за полгода до начала посещения детского сада:

- ввести дома соответствующий режим дня (даже в выходные дни!), с точным расписанием можно ознакомиться в группе, которую Вы собираетесь посещать;

- включить в домашнее меню блюда из меню детского сада;

- приучать ребёнка к самостоятельности в самообслуживании;

- создавать положительный настрой и отношение ребёнка к детскому саду с помощью бесед, чтения тематической художественной литературы, прогулок около детского сада.

Ни в коем случае не запугивайте ребёнка воспитателями и посещением детского сада!

Когда же придёт время для первого посещения - постарайтесь прийти пораньше, чтобы в спокойной обстановке при ребёнке завести доброжелательную беседу с воспитателем, тем самым показав сыну или дочери, что Вы доверяете воспитателю. Благодаря этому, ребёнку будет легче оставаться в детском саду. Также Вы можете дать с собой ребёнку игрушку или безопасный предмет, который будет напоминать ему о доме.

А вот нахождение в группе родителей, на мой взгляд, способно лишь усложнить и продлить период адаптации. Вы можете сопровождать ребёнка например, на вечерней прогулке, чтобы Ваш ребёнок мог увидеть, что всех малышей домой забирают их родители, но Ваше присутствие в группе может поспособствовать ухудшению настроения других детей, ведь они тоже скучают по своей маме. Также ребёнок должен запомнить и принять тот факт, что детский сад - только для детей. Для всего остального есть совместные мероприятия для детей и родителей, дни открытых дверей и тематические праздники.

И ещё, помните, что по мнению многих педагогов и психологов, есть взаимосвязь между спокойствием, уверенностью мамы и удачной адаптацией к детскому саду у ребёнка. Чего и Вам желаю! 

Более подробно об адаптации с точки зрения психологии Вы можете прочесть в брошюре О.Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь"


Здравствуйте!

В данный момент необходимо уделять детям больше внимания. Установите причину конфликта, выслушав каждого ребенка. Найдите совместное решение, как выйти из данной ситуации. Чаще предлагайте детям совместные задания, которые помогут их примерить, а также сплотить их и сделать одной командой.

 


Здравствуйте!

Малышу необходимо чувствовать Вашу поддержку, поэтому важно уделять ему максимум внимания. Вы можете рассказать ребёнку о собственном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Но после этого обязательно нужно сделать особый акцент  на удачном разрешении этой ситуации.
Попросите воспитателя  чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, это поможет обрести новых друзей,  которые также посещают этот кружок. Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.


 


Здравствуйте, Галина! Благодарю Вас за вопрос.

Замечательно, когда родители заранее готовятся к поступлению в школу. Уже в 5 лет вы можете заложить основу успешного обучения вашего ребенка в дальнейшем. Готовя сына или дочь к школе, следует обратить внимание на следующие моменты.

Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше начинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что создаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адаптироваться к новым условиям.

•Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается с другими детьми, достаточно ли у него контактов, может ли он без стеснения выступить перед другими, умеет ли решать конфликтные ситуации со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Дети, не имеющие достаточного опыта общения до школы, при поступлении в первый класс могут испытывать трудности в налаживании отношений с одноклассниками, что непременно скажется и на учебе.

•К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано точное представление о том, что ему предстоит. Ориентируйте ребенка на то, что школа — это новый, интересный, увлекательный и важный этап в его жизни. Вместе поиграйте в школу, посмотрите детские фильмы про школьников, почитайте и обсудите рассказы о школьной жизни. Чтобы создать позитивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выберите красивые школьные принадлежности.

•Не забудьте о том, что будущему первокласснику важно иметь  навыки регуляции своего поведения — умения выполнять инструкции, работать в группе, чередовать отдых с делом. Если ребенок недостаточно самостоятелен, привык к безграничному вниманию только к нему одному, его тоже ждут серьезные испытания. Обратите внимание на развитие навыков управления поведением еще до школы.

•Серьезно подойдите к выбору школы, в которую будет ходить ваш ребенок. Заранее познакомьтесь с учителем, узнайте отзывы других родителей, чьи дети уже ходят в эту школу.

•Если есть возможность, запишите ребенка на занятия по подготовке к школе при выбранном вами учебном заведении. Это позволит будущему школьнику освоиться, познакомиться с ребятами и учителями. Он будет чувствовать себя намного комфортнее, когда пойдет в первый класс. А полученные навыки и знания помогут ему в обучении.

В первое время в школе для ребенка особенно важны ваша поддержка и заинтересованность. Больше хвалите его за успехи и прилежание, старайтесь по возможности избежать наказаний за неудачи. Лучше подбодрите ребенка, объясните ему сложное задание, помогите найти решение проблемы.


Жанна, здравствуйте!

Могу предположить, что признаки агрессии в поведении объясняются положением ребёнка в группе. Он переживает сложный процесс привыкания к детскому коллективу, к воспитателям, к детскому саду вообще. В данном случае многое зависит от воспитателя. 

Если в основе агрессивных действий лежит страх, следует установить его причину и добиваться положительного разрешения травмирующей ситуации. Часто агрессивное поведение - это способ привлечь к себе внимание взрослого и других детей.

Как воспитатель Вашего ребёнка я бы постаралась предпринять следующие действия:

1. Выяснить, чем он интересуется, и что у него получается лучше всего и давать ему задания, которые приводили бы к ситуации успеха. Обязательно после этого похвалить и подбодрить в присутствии других детей.

2. Ребёнку необходимо помочь освоить не только командирские, но и второстепенные роли. Начать можно с игры, а затем переходить к повседневным заданиям. Можно попробовать заинтересовать ребёнка заботой о ком-то слабом, нуждающемся в защите (животном, растении).

3. Во время свободной игры проявлять заинтересованность, поиграть немного с ребёнком. Другие дети обязательно захотят включиться в игру и тем самым ребёнок не будет отвергнут детским коллективом.

4. Обязательно поощрять любые положительные действия и тем более конструктивные результаты деятельности ребёнка.

Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос. Благодарю за доверие.


Екатерина, здравствуйте! Спасибо за вопрос.

Возможно, что молчаливость - всего лишь особенность характера ребёнка, за которую его ни в коем случае нельзя ругать.

Я могу посоветовать Вам мягко объяснить сыну, что застенчивость часто воспринимается окружающими как недружелюбие, и чтобы нравиться людям, иметь возможность заводить новых друзей - нужно быть более общительным.


Елена, здравствуйте! Замечательно, что родители заранее заботятся о всесторонней подготовке к школе будущего первоклассника.

Итак, для того, чтобы ребёнок успешно адаптировался в школе, ему необходимо усвоить нравственные правила поведения в общественных местах и в коллективе сверстников. У него должны быть сформированы привычки культурного поведения, выработаны такие качества как организованность, аккуратность, доброжелательность, умение сопереживать и приходить на помощь, радоваться успехам товарищей, умение критически оценивать результаты своей деятельности и своё поведение, умение признавать свои ошибки.

Волевые процессы, которые должны сформироваться к концу дошкольного возраста, способствуют тому, что у ребёнка появляется возможность произвольно управлять своими поступками, контролировать поведение, направлять внимание, сохранять работоспособность, быстро переходить от игры к занятиям, сосредоточенно работать на уроке, внимательно слушать учителя, выполнять работу до конца, проявлять настойчивость в достижении цели. Всё это будет влиять на результативность обучения в школе. Поэтому воспитание воли в дошкольном возрасте имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Если же ребёнка привлекают к школе только школьные атрибуты и внешние признаки самостоятельности, то их привлекательность, увы, довольно быстро померкнет. В этом случае школьные обязанности начинают казаться ребёнку тяжёлыми и неинтересными.

Желаю Вам успешной подготовки к школе!


Вопрос: Я-молодой специалист,к сожалению,испытываю сложности с одним из воспитанников.У ребенка очень хорошая память,он легко запоминает информацию,тексты,песни.Из-за этого при проведении праздников не только исполняет,но и цитирует вслух слова ролей других детей,чем мешает ходу праздника.Подскажите,как можно корректно исправить поведение ребенка?

 

Ответ: 

Виктория, здравствуйте!

Благодарю Вас за вопрос.

Могу посоветовать Вам следующее: на ближайшем празднике или представлении дайте ребёнку особую роль суфлёра. Необходимо поставить перед ним задачу следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления и тихо подсказать, если "актёр" забудет текст. 

Также можно провести в группе беседу с детьми "Как ведёт себя настоящий артист".

Не упускайте из вида также взаимодействие с родителями воспитанника: нужно выяснить, как они относятся к данному поведению ребёнка. Если родители осознают проблему, то можно порекомендовать посетить с ребёнком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы, посоветовать посещать кружки по игре в шашки, шахматы и т.п.

Если же родители не осознают проблему, то найдите точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.


Вопрос:

Изучив материалы вашего сайта, я пришла к выводу,  что одно из приоритетных направлений вашей работы- экономическое образование дошкольников. По моему мнению, ребенок дошкольного возраста еще мал, ему еще рано говорить о зарплатах, деньгах, банках, источниках доходов. Ребенок в силу возраста не может освоить эти ложные понятия, и, думаю, они его не заинтересуют. Кроме  того, в условиях общественного дошкольного воспитания решение экономических задач сложный процесс в силу условности ситуации, некоторой ее отдаленности от взрослой жизни, что вряд даст положительный эффект. Что вы думаете по этому поводу?

 

Ответ:

Среди воспитателей бытует мнение: чем позже ребенок узнает, что такое деньги, в чем их назначение, тем лучше. Мне трудно с этим согласиться. Обратите внимание, какое пристальное внимание уделяют за рубежом подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, к умению зарабатывать деньги и иметь свое дело. Специальное экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе.

В формировании потребительского интереса активно участвуют разные социальные институты – семья, школа, общественность.  Детей учат ориентироваться в рекламе. Правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности.

Вы мне можете возразить: в содержании зарубежной экономической подготовки нет ничего необходимого для воспитания наших детей; мало привлекателен призыв учиться делать деньги. Соглашусь с вами: я также не приемлю любые средства ради достижения цели. Однако сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». Ученый считает, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. «Когда я даю советы родителям, - отмечает он, - я всегда стараюсь показать, как вредно делать для детей слишком много вместо того, чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег». Он выдвигает шесть правил экономического воспитания детей: учить бережливости; давать детям карманные деньги; привлекать к работе по дому; не использовать деньги для подкупа и наказания; не делать тайны из семейного финансового положения; рассказывать детям о своей работе.

В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. По данным отечественных психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни – миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упускать из виду этот период взрослыми никак нельзя. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.


Вопрос:

Лилия Фаилевна, здравствуйте!

Благодарю Вас за ссылки на интересные материалы по экономическому воспитанию дошкольников, обязательно использую их на занятиях со своим ребёнком.
Думаю, Вы не будете отрицать, что экономика начинается с математики. Поэтому хотелось бы узнать, какие знания о решении задач целесообразно формировать у детей до школы?

 

Ответ:

 

Здравствуйте! Благодарю за проявленный интерес к данной теме. Соглашусь с Вами, ведь не зря же гениальный учёный Карл Фридрих Гаусс говорил, что математика - царица наук!

"Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит" - слова нашего знаменитого Михаила Ломоносова, а великий полководец Суворов утверждал, что "Математика - гимнастика ума".

Поэтому и я в своей практике стараюсь уделять максимум внимания формированию математических знаний и умений у воспитанников.

Касаясь Вашего вопроса, могу ответить следующее: дети могут до школы научиться составлять и решать простые арифметические задачи, прежде всего целесообразно научить их свободно разбираться в структуре задачи: различать в задаче условие и вопрос. Однако, очень важным также является формирование у ребёнка умения рассуждать, формулировать арифметические действия, понимание взаимосвязи двух арифметических действий - сложения и вычитания, умения находить результат действия и давать полный ответ на вопрос задачи. Упражнять детей в составлении задач, в их анализе и решении рекомендую на наглядной основе, с использованием личного опыта ребёнка, а также на основе заданных цифр. Во время решения задач необходимо, чтобы ребёнок сам рассуждал, объяснял выбранные им действия и мог объяснить то, как им был получен результат задачи.

 

Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос.


Наталья, здравствуйте! 

Очень рада, что Вам пригодились мои тематические подборки. В работе с детьми мы действительно используем мультфильмы, в которых в доступной форме раскрываются сложные вопросы по экономике и математике. Создала для Вас раздел "Познавательные мультфильмы", куда добавила несколько сборников. Надеюсь, что смогла помочь Вам!

 


Екатерина, здравствуйте! Благодарю за доверие.

Предлагаю Вам оценить ситуацию в целом. Ваш ребёнок с удовольствием идёт в детский сад? Не жалуется на других детей? Рассказывает, как прошёл его день? Если на все эти вопросы Вы ответили положительно, тогда всё в порядке. Ваш будущий первоклассник, скорей всего, общается со всеми детьми понемногу. Просто не испытывает ни к кому глубокой привязанности. Играет в общие игры, разговаривает с одногруппниками, спокойно чувствует себя в детском саду. Это абсолютно нормально. Он найдёт себе близкого друга позднее, в школе.

Тревожиться стоит, если ребёнок не хочет идти в детский сад потому, что там с ним никто не дружит или его обижают. Здесь необходимо выяснить причину в разговоре с ребёнком. В подобной ситуации лучше действовать с помощью воспитателей, объяснив им, что конкретно Вас беспокоит. 


Юлия, здравствуйте! Спасибо за вопрос.

Первый принцип: позитивный настрой на общение. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями - это самый прочный фундамент взаимоотношений.

Второй принцип: индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь пригодится и человеческое, и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, почувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

И третий, очень важный принцип: сотрудничество с родителями, но не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им воспитывать своих детей.

Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь - главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.